Ситуация, которую мы наблюдали не раз – несколько нервничающих человек, вооруженных маркерами около флипчарта, лихорадочно составляющих таймлайны и майндмэпы и пытающихся найти ответственных за проект, решение или косяк.
Как говорят: “Картинка смешная, а ситуация страшная”.
Понятно, что за действия команды отвечает руководитель. Но если их несколько, то с кого что спрашивать?
В этом материале разберемся в зонах ответственности проджект-менеджера (ПМ) и продукт овнера (ПО), и поймем, у кого какая суперсила.
Начнем с азов – глоссарий:
Например, ваш продукт – это мобильное музыкальное приложение. Данный продукт подразумевает большое количество подпроектов: разработка самого приложения, стратегия продвижения приложения, создание коммьюнити и тому подобное. У каждого подпроекта есть свои цели, начальные и конечные точки. Менеджер проекта и овнер продукта – разные люди, и функционал у них совсем не похож.
PRODUCT OWNER
Нужно понимать, что продакт овнер – на территории СНГ профессия еще свежая и неизученная, как грибной кофе (такой тренд реально есть, не верите – погуглите). Ее чёткое определение в профессиональных кругах еще не составлено, а задачи и зона ответственности ПО отличаются от фирмы к фирме. Бардак состоит в том, что каждый продакт сам себе определяет параметры работы и функциональную зону – регламента нет, четких правил нет, а несчастный scrum-мастер пытается сохранить остальную часть команды в психическом равновесии.
Теперь скажем проще. Продакт отвечает за продукт, а проджект — за процесс. ПО похож на генерального директора на уровне микровселенной: он формирует видение продукта и каким он должен быть через несколько лет, и доносит эту картину всем членам команды. Отличие только в том, что продакт не стоит на вершине иерархической пирамиды, и не имеет прямого влияния на копирайтеров, разработчиков, аналитиков и тд. Он должен, как Данко из “Старухи Изергиль”, нести свое горящее сердце в руке и освещать путь команде – а они, в свою очередь, верили ему и шли за ним.
Переведем: отвечает за создание или улучшение продукта.
Его заботы выглядят вот так:
- кто пользуется продуктом и какие функции важны для пользователей, а какие второстепенны;
- как решают задачи и проблемы пользователей конкуренты, и кто они;
- за счет чего можно привлечь больше пользователей;
- как удержать текущих и
- как привести их к оплате;
- почему пользователи отказываются от продукта (дело может быть в неудобном интерфейсе, технических багах, отсутствии нужных функций или стоимости).
- создание роадмапов
PROJECT MANAGER
Какие навыки требуются от проджекта чаще всего:
- сбор и систематизация требований по проекту;
- план выполнения работ, KPI, майндмэпы;
- поиск исполнителей, фрилансеров, составление портрета искомого сотрудника для HR;
- постановка задач и контроль сроков исполнения;
- контроль расходования бюджета;
- ведение документации по проекту (тз, договоры, акты, счета, сметы, отчеты).
И еще раз – БЮДЖЕТЫ и СРОКИ – вот что самое важное в его работе